Продолжение. Читать первую, вторую, третью, четвертую, пятую, шестую и седьмую части.
В центре Рима всё равно что в колыбели мировой истории. Каждая каменюка что-то значит, каждая развалина буквально кричит о чем-то важном. Вот и этот каменный клирик пытается сквозь прошедшие века донести до нас что-то:
Идем по Фьори Империали. Улица длинная, заканчивается площадью Венеции, ну, или пьяцца Венеция, как говорят итальянцы. Слева и справа раскопки форумов. С одной стороны основной, с другой стороны императорские.
В общем что такое древний римский форум? Изначально это обычная небольшая площадь, окруженная постройками, на которой располагался обыкновенный базар. Поскольку туда постоянно приходили жители города, это превратилось со временем в эдакое место встречи горожан. Можно было потрепаться, узнать что-то, сообщить друг другу новости, встретить первых лиц. Что происходило на форуме, знали все. Через это здесь начали проводиться советы, зачитываться указы и в конце-концов форум приобрёл политические функции. Понятно, весь процесс происходил одновременно с постройкой соответсвующих строений, вплоть до возведения зданий Сената.
По темноте тяжело делать снимки, выглядит нынче это так:
Внутрь пройти можно только днём. Форумы находятся рядом с Колизеем и имеют внушительную площадь. Муссолини, конечно, сильно навредил, проложив улицу Фьори Империали прямо посреди раскопок. Насыпь, шириной в тридцать метров похоронила под собой часть императорских форумов. Но, говорят, скоро Фьори Империали перекроют и ликвидируют, отдав всю площадь от Колизея до Пьяцца Венеция ученым-археологам.
Все каменюки пронумерованы, все неизвестные постройки опознаны, даже если от них осталось полколонны. В любом справочнике можно узнать что здесь к чему. Это, например, колонны храма Сатурна:
В историческом центре Рима масса фонтачиков для питья. Постоянно на них натыкаешься. Говорят, вода идет по древнему акведуку с гор и имеет кристальную чистоту. Мы проверили. Пить можно, но в чистоте воды я сомневаюсь. В любом случае сполоснуть лицо, освежиться, как это делали здесь древние римляне, можно без проблем:
Отклонившись в сторону мы выскочили на Капитолийскую площадь. К слову, Капитолий это один из семи холмов, на которых возник Рим. Здесь обнаружены палаццо Нуово и бронзовый Марк Аврелий на коне:
Быстро прокрадываемся на пьяцца Венеция. Тут взору предстаёт Витториано - монумент первому королю объединённой Италии. Строение резко выделяется своей дизгармонией с остальной архитектурой города. За это прозван римлянами "печатной машинкой" и "вставной челюстью":
На пьяцца Венеция масса интересного. Но особого внимания, понятно, заслуживает балкон, с которого Муссолини толкал речи. Именно с него он объявил войну Англии и Франции. Именно с этого балкона началась та пропасть, куда пала Италия и до сих пор не может оправиться:
Гуляя по городу невольно обращаешь внимание на вот такие заросшие стены. Летом они будут выглядеть потрясно и также потрясно будут маскировать состав этих стен. Да-да, я уже говорил, что римляне в качестве материала использовали элементы древних сооружений и Колизея в том числе. Я видел даже куски колонн:
Бесконечно длинные улицы это отличительная черта Рима. Такие виды чертовски привлекательны. На этих улицах всё вперемешку и люди и машины:
Вот что осталось от тротуаров. Уж лучше их совсем убрать, какой толк от них:
Поскольку мы лишились всех зарядных устройств, была предпринята ещё одна попытка добыть их. Приложив некоторые усилия, мы выяснили (несколько звонков в Россию, кстати, стоили около 1000 рублей, Билайн), где находится официальный Сони-центр. С утра пораньше нырнули в метро у Колизея и купили билеты:
Билеты 2 евро на человека действительны 2 часа на все виды транспорта. Недёшево. Метро примитивное, маленькое и тесное. Не идёт ни в какое сравнение с нашими российскими тоннелями. Апогеем стал подошедший на противоположный путь поезд. Заляпанная отвратительным граффити в тесном тоннельчике эта уродливая машина как-то порождала неверие в то, что ты находишься в центре столицы Италии под Колизеем:
Но на наш путь пришел современный новенький поезд, которого не коснулась рука дебилов-граффитистов:
Всего в Риме две ветки метро синяя и красная. Нам пришлось ехать до конечной станции синей ветки на юг. Туристов там нет. Люди говорят только на родном языке. И там, преодолевая чудовищное непонимание, мы разыскали нужный нам автобус. Водитель смог понять куда нам надо и через 20 минут агрессивной езды (этот итальянец очень лихо вёл свой автобус) на нужной остановке мы сошли.
Это спальный райончик Рима. На сколько хватает взгляда - везде невысокие одинаковые домики. Здесь иностранцы не ходят. Двигаясь по улице загривком чувствуешь на себе взгляды из окон и от немногочисленных прохожих. Кругом относительно чисто, дворняги отливают прямо на колёса автомобилей, мы ищем нужный домик с Сони-центром:
В итоге мы нашли эту смешную забегаловку. Действительно официалы. Впервые я видел компьютерщика, которые по-английски мог сказать только "Окей". Зарядник для ноута нашёлся. Пришлось ещё уломать его на еврошнур, полчаса объяснял что это и зачем. Содрали с нас 80 евро. Скрипнув зубами, расплатился. Пошли искать автобус. Ждали ещё полчаса. Очень хотелось поскорее убраться оттуда... Но всё благополучно завершилось и к полудню мы уже шли по Авентину - это ещё один холм из семи, на которых расположен Рим. Тут мило, виллы, симпатичные домики:
Наша цель Мальтийский орден (Италия, оказывается, признаёт его как суверенное государство, ещё один анклав) и врата Магистральной виллы:
Во вратах есть отверстие, глядя в которое видишь сразу три государства: Ватикан, Мальтийский орден и Италию:
На Авентине запомнились апельсиновые сады. Плоды легко сорвать, но употреблять внутрь их нельзя. Это специальный сорт пахучих апельсинов. Запах в округе стоит потрясающий. Косточки из апельсина у Ани в руке уже давно дали всходы, которые сейчас растут у нас на балконе:
Отсюда рукой подать до реки Тибр, на которой стоит Рим. На Тибре есть интересное место Тибрский остров или Тиберина. По легенде он возник из ила и грязи, приставшего к трупу одного из римских тиранов. Тело сбросили в этом месте восставшие римляне. Позже на острове изолировали больных чумой. Идея ссылать их сюда была подана змеей (символ врачевания), которая выползла с одной из лодок, причаливших как-то к острову. В напоминание об этом острову придали вид лодки:
Тибр речка горная и достаточно быстрая и в периоды дождей уровень в ней значительно подымается и Тибрский остров погружается в воду. Лично видел как под водой оказался весь "нос" острова, там где на фото выше гуляют люди.
Одним из пунктов, обязательных к выполнению в Риме это посещение кофейни-магазина Сант Эустахио. Запах кофе стоит на всю площадь. Говорят, здесь готовят лучший эспрессо в мире. Масса знаменитостей здесь перебывало. Вот и мы наведались:
Метнулись к Пантеону. Вот уж действительно поразительное сооружение. Храм всем богам. Как видно, на фронтоне сохранилась надпись на латинском, в переводе это означает «Марк Агриппа, сын Луция, избранный консулом в третий раз, воздвиг это». За колоннами находится ротонда перекрытая уникальным куполом диаметром 43 метра (с этого ракурса не видно, но уж поверьте). До сих пор непонятно, как в 126 году н.э. смогли его построить. Есть легенда, согласно которой по приказу Марка Агриппы стены ротонды возводили с постепенным засыпание внутренней части землей. Когда кладочные работы закончили, внутри цилиндрическая ротонда была полностью завалена землёй, что позволило строителям купола безопасно трудиться. Хитрость Агриппы заключалась в том, что землю, которую засыпали внутрь, смешивали с золотыми монетами. По окончанию строительства римлянам было предложено очистить ротонду Пантеона от земли, сообщив что в этой земле есть золото. Говорят весь объем вытащили за неделю. Вот такая байка.
Примечательно, что в центре купола осталось отверстие, днем столб света очень красиво освещает храм. В дождь пространство под отверстием огораживают. Нынче Пантеон уже не храм всех богов, а христианская церковь. Причем действующая. Здесь находится могила Рафаэля. Внутри мы были, все осмотрели. Впечатляет. Но снимков, к сожалению нет, к тому времени аккумулятор уже сдох. Вот фото красавца Пантеона снаружи:
Далее. Проникаем на территорию Ватикана. Граница прозрачная. Вот, собственно, Собор Святого Петра и одноимённая площадь. Колыбель христианства. Кстати, Казанский собор в Питере заимствует идеи реализованные здесь. Здесь на площади колоннада задумана как крылья веры, охватывающие площадь, а вот в Питере это значение явно утрачено. Вот как это выглядит:
В здании за колоннадой видны 2 чёрных окна. Это рабочий кабинет папы Римского. В тот день сложно было представить, что всего через пару месяцев эта площадь будет до отказа заполнена людьми и в одном из этих окон появится свежеизбранный, совсем новый Папа Римский! И возлекует народ! И вознесутся к небу тысячи рук! ой, что-то меня понесло ... :)
В кадр попал египетский обелиск из Гелиополя. Он стоит точно в центре площали. Давным давно Калигула привез его в Рим. Раньше этот обелиск украшал цирк Нерона, в котором был казнён апостол Пётр. На месте этого цирка был воздвигут грандиозный собор, но обелиск сохранили. С тех времен он дошел до наших дней неизменённым. В средние века считалось, что в шаре на обелиске покоится прах Юлия Цезаря, но это не так. Подле обелиска смонтирована цена, на которой раелизован эпизод из библии. Чуть позже мы его рассмотрим:
На площади Святого Петра есть точка, откуда колонны визуально сливаются. Отстояв очередь убедились в этом. В этой точке все зачем-то фотографируются, ну и мы зачем-то тоже сфотографировались. Кстати, статуи на колоннаде вшушительной высоты. Некоторые достигают восьми метров:
Продвигаемся внутрь собора. Даже у входа воображение уже поражено, настолько круто:
Что и говорить о том, что внутри храма. Огромная длинна. Кругом шедевры. Чтобы описать всё, что там есть, потребуются годы. Ходим, наслаждаемся зрелищем. Аудиогид даёт подсказки:
Под куполом у главного алтаря расположен огромный балдахин. Его высота 29 метров, с девятиэтажный дом! Бронза, из которого он выплавлен, взята с Пантеона. На фото Пантеона видно, что его каменный портик весь в дырах. Это места крепления бронзовой отделки, которую Бернини превратил в шедевр в Соборе Святого Петра. За балдахином кресло св. Петра, над которым парит в сиянии символ Святого Духа. К сожалению, за колонной балдахина его плохо видно:
Но абсолютно восхитительной, ключевой, поражающей сознание является первая капелла справа, где за пуленепробиваемым стеклом находится шедевр Микеланджело - мраморная Пьета «Оплакивание Христа». Когда он её создал, ему было всего 24 года. Это единственная работа великого скульптора, которую он подписал:
После подробного знакомства с Собором Святого Петра было решено немедленно подняться на купол собора. Сказано-сделано. Двинулись пешком преодолев бесчетное количество ступенек. Для менее спортивных или более ленивых людей там есть лифт. Пробираемся кривыми узкими проходиками:
Крутыми винтовыми лестницами:
И в финале взору предстаёт фантастический вид. Площадь Святого Петра, крылья веры, обелиск, лучи на брусчатке (угадайте, зачем они) и далее улица Примирения:
С другой стороны весь Ватикан как на ладони. Идеальные зеленые садики и дорожки это закрытая территория Ватикана, так просто туда не попасть:
Мы наслаждались видами до тех пор, пока не стало садиться солнце. С сожалением покинули это удивительное место:
Спускаясь, не упустили возможность проинспектировать статуи на колоннаде. Подтверждаю, они действительно очень высокие:
Здесь проезд в те самые уютные закрытые дворики Ватикана. Суровые охранники в смешной форме иногда бывают в хорошем расположении духа и позволяют туристам сфотографироваться с собой. При нас одного уговорили, но его через несколько минут застукал начальник и фотосессия прервалась:
Вечером Площадь Святого Петра начинает играть новыми красками. Необычный месяц луны дополняет картину. Резко привлекает к себе сцена у обелиска:
Это очень подробная, качественная реконструкция сцены из библии: рождение Иисуса и приход волхвов с дарами. Как мы поняли, здесь изображен Вифлием. Всё начинается как обычный день: люди ходят, занимаются своими делами. Затем постепенно свет начинает угасать, наступает ночь, появляются звезды. Через какое-то время одна большая звезда в центре начинает светить ярче всех. А часть сцены справа подсвечивается. И тут мы понимаем, что это и есть новорожденный Иисус, Дева Мария и волхвы. Ну а потом всё повторятся по кругу. Поэтому долго мы здесь не задержались:
В конце нашего первого знакомства с Ватиканом решили отыскать его государственную границу. Вот эта еле заметная полоса на дороге она и есть:
Во время вечерних прогулок вдоль Тибра взгляд приковывает замок Святого Ангела. Еще одно уникальное сооружение Рима с непростой историей. Замок был гробницей, крепостью, резиденцией пап, хранилищем, тюрьмой и, наконец, в наши дни он стал музеем. Примечательно, что во времена, когда замок выполнял функции тюрьмы, оттуда удалось бежать только одному человеку - Бенвенуто Челлини. Биография этого известного римлянина сама по себе неординарна, рекомендую ознакомиться. Для меня осталось загадкой, как он умудрился миновать очень глубокий ров, окружающий замок. Может в те времена его не было? Ров мы осмотрели, без лестницы или спецприспособлений без шансов. Сейчас в ров можно спуститься. Местные там собак выгуливают. К сожалению, попасть внутрь замка мы не успели. Как-нибудь потом наверстаем:
У нас традиция на выезде каждый день открывать новый общепит, любой, дорогой, дешёвый, пельменную или ресторан, неважно. В Италии мы также каждый день заходили куда-нибудь, но ничто не могло сравниться с местом, которое мы нашли на второй день пребывания в Риме. Ресторан "Меркато" на Кампо-де-Фьори. Нам посчастливилось быстро открыть его для себя и он нам так понравился, что конец каждого дня мы стабильно там отдыхали. За бокалом вина наблюдая за прохожими, карабинерами, под взором мрачного памятника Джордано Бруно здесь можно сидеть бесконечно:
Окончание здесь.
Комментариев: 1 RSS
1 Ия Чечулина. 01-10-2013 15:54
Аничка, молодцы! Мне понравилось!!!